AKi.ru — Алексар Кидалинский  v.4 | Алексей Кидалинский: откровенная проекция человека на буквы

Спрыгнуть с вышки

У осенних деревьев опадают листья, а у университетов, в наступившем учебном году — нерадивые студенты: пора отчислений. У двух человек в моем окружении одна и та же ситуация — в виду накопившихся долгов, они больше не нужны своим учебным монстрам. И это обстоятельство обошло бы мой мозг стороной, если бы не тот факт, что эти парни — одни из самых адекватных, умных, деятельных и образованных из встречавшихся мне молодых людей. И видя в них проекцию себя из прошлого, я прекрасно понимаю мотивацию их внутреннего выбора.

Тебе 18-22 года, ты на пике своей внутренней активности и внешней экспансии в открывшийся после школы мир. Ты горишь желанием вписаться во «взрослое сообщество» и подтвердить свою жизненную самостоятельность, как минимум, финансовой независимостью. Ощущая себя созревшим человеком с руками, ногами и головой, тебе уже стыдно брать деньги у родителей, обосновывая предстоящие траты. Но вместо того, чтобы становиться на ноги, искать себя и впитывать опыт реальной жизни, ты тратишь время на возделывание бесконечных курсовых. Понимая, что они имеют слабое отношение к познанию реальной деятельности. Что большинство из них, конечно, не будут прочитаны задавшими их преподавателями. И что оплачено твоё потраченное время будет пресловутыми зачетами, а не живыми деньгами. А видя заоблачные, по меркам средних зарплат, цены на всё: от продуктов питания до квартир, ты понимаешь, что если хочешь что-то есть, где-то жить и на чём-то передвигаться, тебе стоит искать ответы уже сейчас. Ведь двадцатитысячная зарплата выпускника ВУЗа и полная занятость на будущей работе не даст тебе ни решений этих классических жизненных задач, ни времени подумать над альтернативой.

Поэтому, помимо учёбы (которая, впрочем, от этого начинает страдать), ты фокусируешься на реальных знаниях, деятельности и деньгах за пределами ВУЗа. Ты один из немногих реалистичных, думающих и познающих людей, которые чего-то хотят от жизни. Но именно такой ты не нужен гиганту знаний, его не интересуют твоя личностная развитость и невыдуманные сложности. Университет свято верит, что размер выдаваемой им стипендии соответствует тому объему денег, на которые можно жить, и запрещает тебе тратить время на более продуктивную деятельность.

Кнут системы высшего образования работает во всю: не сдал — плати, не закрыл несданное в срок — отчислен. Псевдообразовательная машина, играющая на стереотипах родителей, и на страхе их детей перед армией, напрочь забыла о прянике, второй части классического закона мотивации. Никто за все эти десятилетия так и внедрил давно открытые современные образовательные подходы, которые смогли бы сделать высшее образование полезным, эффективным, а главное — интересным для учащегося. Сегодняшние ВУЗы — это затянувшееся средневековое садо-мазо, в котором одни кнутом садистски вколачивают лояльность к системе. А другие — преисполнены страдальческим мазохизмом и героически преодолеваемой «тяжестью в учении», ломкими попытками «грызть гранит науки», чтобы «через тернии» прямиком угодить в «звезды» наемной низкооплачиваемой эстрады. Образованием при этом никто не занимается: первые дают все знания, кроме тех, которые нужны, а вторые забывают всё это на второй день после сдачи.

И, конечно же, ребят, понимающих всё это, и мозг которых отторгает эту образовательную патологию, система и выбрасывает на обочину. Несмотря на то, что именно они будут формировать социальные тренды, создавая новые продукты и рабочие места. Но это вопрос скорее не к системе высшего образования, у нее очевидные цели. А к конкретным родителям с их попытками подогнать своих талантливых чад под общую социальную гребёнку, ошибочно считая, что без высшего образования их ребёнок не состоится.

Алексар Кидалинский (кладезь подробностей: http://aki.ru)

© 2003—Алексей Кидалинский | сайт ручной выделки